Когда Произошла Реформа Введение Таможенного Тарифа

Когда Произошла Реформа Введение Таможенного Тарифа

В годы правления Алексея Михайловича государство стремилось к совершенствованию таможенного законодательства, в котором видело защиту национальных интересов России. Они вошли в историю как годы таможенных реформ: Именной указ 1653 года, Именной грамоты 1654 года. Отменена откупная система. В это время широко велась борьба со «лжетаможенниками», за которыми часто высылались целые стрелецкие полки.

Очередной поворот в таможенном деле был связан с преодолением удельных порядков и созданием Московского государства с его сложной и запутанной финансовой системой, множеством различных податей и сборов (денежных и натуральных), обширным государственным хозяйством. Именно в это время государство, испытывая острую нехватку подготовленных людей, с одной стороны, и необходимых денежных средств — с другой, стало прибегать к принудительным наборам представителей купечества (реже — посадских людей и черносошных крестьян) на казенную службу. Те из них, кому поручалось управление таможнями, становились «таможенными головами». При них состояли «целовальники». Еще чаще таможенные сборы отдавались на откуп.

Когда Произошла Реформа Введение Таможенного Тарифа

всего потому, что, присоединившись в свое время к Флорентийскому соглашению ЕС, Россия взяла на себя обязательство не устанавливать импортные пошлины на печатную продукцию — книги, газеты, журналы, а особенно на товары, необходимые для образования, — учебники, географические карты и т.д. К тому же было бы неправильно устанавливать пошлины на такие необлагаемые прежде пошлинами товары как инсулин, инвалидные коляски, товары медицинского назначения. В итоге в новом тарифе сохранилось 46 беспошлинных позиций. Изменения, происшедшие в структуре импортного таможенного тарифа, представлены на рис. 5.

К примеру, куриное мясо, таможенная пошлина на которое составляла 30%, провозилось под видом мяса индейки, облагавшегося по 15%-ной ставке, готовая мебель (ставка пошлины — 30%) представлялась как части для сборки мебели, облагавшиеся пошлиной в 5%, свежие цветы, к которым применялась ставка 25%, декларировались под видом зелени (ставка 5%). В результате собираемость таможенных платежей не превышала 70%, и бюджет нес значительные потери.

Таможенные реформы

На малых реках сохранились проезжие пошлины. Из старых пошлин оставалось мостовое — эти пошлины шли на содержание мостов. 30 апреля 1654 г. в свет вышла Уставная грамота «О злоупотреблениях, происходящих от отдачи на откуп мытов, мостов, перевозов, съестных и других припасов, о стеснении тем народной промышленности и об уменьшении для сего некоторых налогов».

Завершением первого этапа таможенной реформы явилось принятие Новоторгового устава 1667 г. Таможенная реформа продлилась до середины XVIII в., до ликвидации внутренних пошлин. Завершение таможенной реформы было закреплено в Уставе таможенном 1755 г. Он стал поворотным пунктом в истории таможенного дела. В него вошли статьи как о внешних, так и о внутренних таможенных сборах, об устройстве таможен и таможенных формальностях. В исторической литературе этот законодательный акт был назван первым Таможенным уставом России. Подготовка Новоторгового устава осуществлялась под руководством А.Л. Ордина-Нащокина.

Таможенная реформа Шувалова

Отличительной особенностью таможенного дела в период царствования Екатерины II (1761-1796 гг.) было то, что оно развивалось, опираясь на общественное мнение. Об этом свидетельствуют десятки пространных записок по таможенной проблематике, авторами которых были не только выдающиеся люди своего времени (М.В.Ломоносов, А.А.Вяземский, А.Р.Воронцов, А.А.Безбородко, Г.Р.Державин, А.Н.Радищев и др.), но и многочисленные представители из торгово-промышленной среды.

Важнейшим мероприятием в области таможенной политики при Елизавете Петровне явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого произошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздробленным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме “мытов”, “перевозов”, “мостовщины” и др. существовало еще множество всяких “мелочных сборов”, сильно стеснявших внутренюю торговлю.

Тема 2

1. «Тариф привозным и отпускным товарам для портов: Санктпитербургскаго, Выборгскаго, Нарвскаго, Архангельскаго и Кольскаго» 9 января 1724 г. // Таможенное дело России (сборник документов и материалов) / Под общ. ред. Н.М. Блинова. — Т. 2. 1722-1864 гг. — М.: Автор, ЮПАПС, 1998. — С. 19-21.

При приемниках Петра I произошел пересмотр жесткого протекционизма, что отразилось в принятии Тарифа 1731 г. Необходимо выяснить, почему преемники первого российского императора сочли созданную им тарифную систему с ее крайним протекционизмом преждевременной для экономики нашей страны. «Морской пошлинный регламент и устав» 1731 г. продолжил регламентацию таможенного досмотра. Однако масштабные таможенные реформы начались лишь спустя четверть века, в правление Елизаветы Петровны по инициативе П.И. Шувалова. Особого внимания заслуживает ликвидация внутренних таможен и сборов в эпоху Елизаветы Петровны, означавшая радикальный разрыв со всей предшествующей традицией организации таможенного дела и переход к режиму внешней таможенной границы. Именной указ Елизаветы Петровны «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов» (20 декабря 1753 г) объявлял ликвидацию внутренних таможен и введение единого дополнительного сбора на пограничных таможнях. Принятие первого Таможенного устава 1755 г. было дополнено введением пограничной стражи и таможенных объездчиков по западной границе государства. Создание Темерницкой таможни (1749 г.) и крепости св. Дмитрия Ростовского (1761 г.) положило начало таможенному делу на Дону и в Приазовье. В 1757 г. был принят новый Таможенного тариф, отчасти означавший возвращение к политике протекционизма.

ЗАВЕРШЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ РЕФОРМЫ

Устав таможенный 1755 г. положил начало цивилизованному подходу к решению задач таможенного дела и формированию таможенной политики. Издание этого документа было прогрессивным шагом в законодательной системе России и имело экономическое, финансовое и политическое значение. Принятые в нем постановления открыли возможности свободного перемещения товаров по территории Российской империи, способствовали укреплению всероссийского рынка и развитию внутренней и внешней торговли.

«При всех Нашего Государства портах и портовых и на Государственной границе в учрежденных пограничных Таможнях, коим в окончании сего Устава приложен реестр, с привозных из-за границ Немецких и отпускных Российских товаров брать пошлины сверх тарифной ефимочной по 13, а у города Архангельского с привозных в тот город из других Российских городов товаров с прибавлением производящихся у города и в уезде оного дву и того по 15 копеек, да с той внутренней пошлины с отпускаемых в чужие края товаров акциденции, с каждого платежного рубля по копейке, да на содержание. Ладожского канала по копейке ж с рубля, а с отпуску меди и железа, сверх вышеписанного, брать вместо доменного десятинного сбору с железа по две, а с меди по 30 копеек с пуда, которые отсылать из Коммерц в Берг-коллегию на содержание той Коллегии и на прочие расходы; а привозимые к Рижскому и к другим Отзейским портам из соседственных к ним земель таможняго их продукта, всякие вещи и товары, оставить на прежнем основании; что же касается ко взятию тех пошлин до таможенных досмотров отвесов и отмерев, також и до клеймения товаров, в том таможенном правителям поступать каждому по своей инструкции непременно».

История развития российского таможенного тарифа

История российского предпринимательстваСОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………3 Глава 1: Становление предпринимательства в России……………….4 1.1. Зарождение предпринимательства |конец 9-15 вв.|……….4 1.2. Предпринимательская деятельность во второй половине 15-17 вв……………………………………………7 1.3. Эпоха Петра – как стремительное развитие предпринимательства………………………………………12 Глава 2: Развитие предпринимательства в период 19-20 вв………..15 2.1. Реформа 1861 года и ее последствия……………………..15 2.2. Годы НЭПа (1921-1926) – как оживление предпринимательской деятельности……………………..19 Глава 3: Понятие, сущность, функции и.

Максимальные ставки таможенных пошлин, в два раза превышающие базовые, используют в отношении товаров, ввозимых из стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ не применяет режим наиболее благоприятствуемой нации либо страна происхождения которых не установлена.

Таможенная реформа П

Важнейшим мероприятием в области таможенной политики при Елизавете Петровне явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого произошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздробленным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме “мытов”, “перевозов”, “мостовщины” и др. существовало еще множество всяких “мелочных сборов”, сильно стеснявших внутренюю торговлю.

От тарифа 1757г. новый отличался тем, что, во-первых, все импортные товары, которые в России не производились “и без которых для общей нужды никак обойтись нельзя”, были разрешены к беспошлинному ввозу или обложены незначительной пошлиной; во-вторых, весьма умеренному обложению подлежали товары, производство которых находилось в зачаточном состоянии; в-третьих, ввозные пошлины на “материалы или составы” для отечественных предприятий также отличались умеренностью; в-четвертых, готовые импортные изделия облагались более высокой пошлиной в сравнении с полуфабрикатами; в-пятых, импортные товары, производство аналогов которых в стране уже было освоено, облагались сравнительно высокой 30%-й пошлиной, признававшейся совершенно достаточной для поощрения внутреннего производства, а, “ежели того недовольно окажется, то ясно заключить можно, что такие фабрики держать бесполезно”.

Рекомендуем прочесть:  Налог на недвижимость с 2019 года для физических лиц при продаже

Когда Произошла Реформа Введение Таможенного Тарифа

Отмене внутренних пошлин в России предшествовали некоторые изменения в системе внутренних торговых сборов. Как уже отмечалось, начало XVIII века сопровождалось введением новых пошлин, но уже во второй четверти XVIII ве-ка обнаружились признаки ослабления системы внутренних таможен, несоот-ветствия их целям развития товарооборота.

Хотя таможенные пошлины составляли значительную часть государствен-ного дохода существование внутренних таможен и обложение внутренней торговли таможенными пошлинами самым негативным об-разом сказывались на формировании общероссийского рынка и развитии внут-реннего товарообмена. Например, на пути от Троице-Сергиевой Лавры до Москвы, то есть на расстоянии в 60 верст, торговец должен был уплатить сбор в четырех или пяти местах, в том числе и там, где он объезжает мост или гать. На оплату этих сборов, пошлин с продажи товара и на содержание лошади в пути у крестьянина зачастую уходила половина суммы, вырученной от прода-жи товаров. К тому же взимание сборов сопровождалось массой злоупотреб-лений со стороны, как верных сборщиков, так и таможенных откупщиков.

История таможенных платежей и таможни

Еще более существенную роль таможенные платежи начинают приобретать в годы правления Петра I (1682-1725) в результате содействия развитию национальной экономики через поощрение отечественного производителя. В целях изыскания дополнительных средств для пополнения казны Петр I учредил специальную должность прибыльщика. В его компетенцию входило «сидеть и чинить государю прибыли», иными словами – изобретать новые источники доходов .
Первые мероприятия Петра I в области таможенного дела не отличались революционной новизной и последовательностью. Продолжалось расширение системы государственных торговых монополий, начало которого было положено его предшественниками. Одновременно с этим разрешался ввоз табака, сахара и некоторых других ранее запрещенных товаров. Таможенные пошлины продолжали взиматься согласно статьям Новоторгового устава 1667 года . Произошло временное увеличение числа внутренних платежей – были введены привальные и отвальные пошлины с речных судов, сборы за пользование торговыми площадями и пристанями и др. При этом таможенная политика в целом сохраняла прежнюю фискальную направленность .
Начало совершенствования организации таможенного дела относится к концу первой четверти XVIII века, когда в 1718 году была образована Коммерц-коллегия, которой была подчинена служба таможенных бурмистров. С 1720 года таможенные бурмистры стали именоваться оберцольнерами. Коммерц-коллегия была в 1784 году закрыта, в 1797 году – снова восстановлена, а в 1802 году – реорганизована в Министерство коммерции.
В конце царствования Петра I в 1724 году был принят первый в России таможенный тариф. Жестко протекционистский, он создавал благоприятные условия для развития отечественной мануфактуры. Преобладание экономической цели в этом тарифе видно из того, что «пошлины в нем назначены вообще тем выше, чем привозной предмет обработаннее, и наоборот, по вывозу тем ниже, чем он обработаннее. Из сырых продуктов ни один не допущен к беспошлинному вывозу» .
Ставки импортных таможенных пошлин дифференцировались от 25% до 75% , вывозимые товары облагались по 3%-ной ставке . Вывоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских производителей, был запрещен.
Но повышенное обложение важнейших западноевропейских товаров и предметов роскоши вызвало сильное недовольство крупного русского купечества.
Поэтому в 1731 году был принят новый тариф, по сути отменивший покровительственную систему Петра I . Достаточно сказать, что пошлины на некоторые виды привозных товаров из чугуна и стали, на селитру, азотную кислоту, инструменты были снижены с 75% до 10%. В том же году в Санкт-Петербурге были объединены внутренние и портовые таможни.
Ближайшие преемники Петра I пересматривают задачи экономической политики России, покровительство отечественному производству заменяется переходом к более льготному для иностранцев обмену товаров. Так, в июле 1725 года проживающие в Петербурге английские, голландские и гамбургские торговцы подали Екатерине I челобитную, в которой высказывали, что высокие пошлины крайне стесняют торговлю и делают невозможным привоз иностранных товаров, вследствие чего понижается и таможенный доход . Их ходатайство было удовлетворено.
Новый этап развития таможенного законодательства пришелся на периоды царствования Елизаветы Петровны и Петра III. Русское государство к этому времени в экономическом отношении оставалось раздробленным на множество мелких областей, в каждой из них взимались пошлины с продаваемых и привозимых для продажи товаров.
Важнейшим мероприятием в области таможенной политике в царствование Елизаветы Петровны явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого произошло еще XV-XVI веках, в экономическом отношении до середины XVIII века оставалось раздробленным. В каждой губернии взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мотовщины» и др. существовало множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.
Авторам давно назревшей реформы стал граф П.И.Шувалов, предложивший смелый проект совершенной отмены внутренних таможенных пошлин. Его доклад, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста от 20 декабря 1753 года. В 1753-1754 годах внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в сумме 13 копеек с рубля стоимости.

В этот период в России начали укреплять государственные границы. На западе Российского государства их охрану осуществляли регулярные войска, сосредоточенные в 11 морских и 4 сухопутных крепостях. Вокруг крепостей была создана цепь форпостов, для противодействия беспошлинному провозу товаров по большим дорогам организовывались заставы, специальным разъездам поручалось захватывать контрабандистов с конфискацией у них всех незаконно провозимых товаров. В 1754 году был учрежден Корпус пограничной стражи и служба таможенных объездчиков. В 1782 году была создана таможенная пограничная стража в западных губерниях.
Вторая половина XVIII века знаменовало собой завершение таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на основе опыта Европейских государств и особенностей Российской экономики.
Первый Российский таможенный устав 1755 года положил начало цивилизованному подходу к решению задач таможенного дела и формированию таможенной политики. Издание этого документа было прогрессивным шагом в законодательной системы России и имело экономическое, финансовое и политическое значение. Принятые в нем постановления открыли возможности перемещения товаров по территории Российской империи, способствовали укреплению Российского рынка и развитию внутренней внешней торговли.
Принятие этого устава отменяло действие всех ранее изданных документов, связанных с правилами торговли и уплаты пошлин. В уставе рассматривается порядок внешней торговли и обязанности таможни. В нем говорилось, что он издан в интересах народа и облегчения его жизни. Согласно уставу, в России были ликвидированы все внутренние таможни и отменялись связанные с ними 17 пошлин. Уставом на ярмарках для разбора купеческих споров вводился суд, который должен был разбирать дело по справедливости и защищать купцов от обид и притеснений.
Новым явилось введение паспортной системы для торговых людей. Иностранные купцы, записавшиеся в Российское купечество и в вечное подданство, пользовались правами граждан России. 29 апреля 1757 года состоялось утверждение нового таможенного тарифа. В именном указе императрицы Елизаветы Петровны от 29 апреля 1757 года отмечалось, что по прошествии 26 лет после издания тарифа 1731 года «многие иностранные товары вновь привозятся, а также российские отвозятся, которых в самом тарифе и не именовано».
Таможенный тариф 1757 года был протекционистским, что отвечало настроением Елизаветы Петровны и ее приближенных, в их стремлении оказывания систематического покровительства всему национальному.
В период царствования Екатерины II проводится либерализация таможенной политики. В таможенном тарифе 1766 года ставки таможенных пошлин были снижены, таможенное обложение осуществлялось по ставкам от 12 до 30%. В соответствии с таможенным тарифом 1782 года большинство ввозимых товаров освобождается от таможенного обложения, а ставки таможенной пошлины на остальные товары снижаются до 10%.
Отличительной особенностью таможенного дела Екатерины II было то, что оно развивалось с опорой на общественное мнение – десятки записок подаваемых императрицы по таможенной тематике, авторами которых были не только выдающиеся люди своего времени (М.В.Ломоносов, А.А.Вяземский, А.Р.Воронцов, А.А.Безбородко, Г.Р.Державин, А.Н.Радищев и др.), но и многочисленные представители из торгово-промышленной среды.
В 1763 году при дворе была учреждена комиссия по коммерции, приступившего к составлению нового таможенного тарифа. В мае 1766 года результаты ее работы были доложены Екатерине II и получили высочайшее одобрение. Опубликование нового тарифа состоялось 1 сентября 1766 года. С 1 марта 1767 он вступил в силу. Принятие этого тарифа означало продвижение страны на свободной торговли. Этот таможенный тариф можно назвать умеренным и склонным к физиократии. В связи со слабой эффективностью таможенной системы (контрабанда), не смотря на издание тарифа 1766 года и другие реорганизационные мероприятия, стали раздаваться голоса о целесообразности закрытия западной границы с одновременной ликвидацией на всем ее протяжении таможенных органов. В возникшем споре верх одержали сторонники дальнейшей либерализации внешней торговли. По их мнению острота проблемы контрабандного ввоза снималась единственно путем понижения ставок таможенных пошлин, установленного тарифом 1766 года. 27 сентября 1782 года проект тарифа был утвержден Екатериной II и передан в Сенат для опубликования. С принятием нового тарифа до 2% в среднем понижался размер пошлинного обложения ввозимого сырья, умеренной пошлиной облагались импортные полуфабрикаты, а на дорогую мебель и ткани, которые производились в России, была определена высокая ввозная пошлина, но не более 20% и т.д. Тариф 1782 года вполне соответствовал идеям физиократизма и свободной торговли. Для борьбы с контрабандой Екатерина II в 1782 году подписала указ, по которому в каждой западной пограничной губернии учреждалась пограничная стража. Поиск контрабанды стимулировался, часть конфискованных передавалась в пользу задержавших. Стремясь остановить контрабанду Екатерина II пошла на крайность, на российской границе появились закрытые пограничные шлагбаумы, а 26 июня 1889 Екатерина II подписала указ о запрещении с 10 сентября привоза, ввоза и пропуска «в границы россиския» всякого рода шелковых, шерстяных, бумажных и прочих иностранных товаров через сухопутные таможни на западной границе.
В последние годы своего царствования (начиная с 1793 года) Екатерина II совершенно отказалась от фритредерских устремлений предыдущих лет. 8 февраля 1793 года был подписан указ «О прекращении сообщений с Францией по случаю произошедшего в оной возмущения и умерщвления короля Людовика XVI». 8 апреля 1793 года был подписан манифест, нацеленный на разрыв экономических отношений с Францией и ставший серьезным препятствием на пути импорта в Россию. Эта протекционистская тенденция проявилась также в таможенном тарифе, подписанным 14 сентября 1795 года, при помощи которого правительство рассчитывало достигнуть выгодного торгового баланса. Новый тариф должен был вступить в силу 1 января 1797 года. Этого не произошло, так как Павел I, вступивший на престол в ноябре 1796 года отменил его, разрешив ввоз некоторых французских товаров. Однако 1800 году запрет на ввоз целого вида товаров все же был наложен. Таможенная политика Александра I также не отличалось последовательностью. Так, вслед за введением протекционистского тарифа 1797 года и снятием запрещения на вывоз из России разных продуктов и товаров, последовала череда указов, постановлений и практических мер, направленных на облегчение торговли и ослабление таможенных запретов. В преддверии войны с Францией в 1810 году специальной таможенной комиссией под руководством М.М.Сперанского был разработан предельно запретительный таможенный тариф. После его введения (первоначально сроком на 1 год) промышленники стали группами и в одиночку направлять прошения и записки о сохранении тарифа на возможно длительный срок. В начале того же года Александром I был утвержден доклад военного министра «Об устройстве военной стражи» на границах Западных губерний.
Подытоживая сказанное, отметим, что уже в VIII веке появились первые контуры правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела.
Следующим этапом в становлении и развитии элементов таможенного режима являются XII-XIII века, когда произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества и последовало появление границ между ними, на которых стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу.
Однако такие меры еще не являлись последовательной таможенной политикой Древнерусского государства.
Единая таможенная политика начала складываться позже, после образования централизованного Московского государства в XVI веке, в частности, она нашла отражение в Новоторговом уставе.
Еще более существенную роль таможенные платежи начинают приобретать в годы правления Петра I в результате содействия развитию национальной экономики через поощрение отечественного производителя.
А вторая половина XVIII века ознаменовала собой завершение таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на основе опыта Европейских государств и особенностей Российской экономики.

Рекомендуем прочесть:  Договор Дарения Доли Квартиры

Изменения в таможенно-тарифной системе России

Поэтому все более актуальной становится задача усиления контроля за правильностью определения таможенной стоимости. 2. Контроль за определением таможенной стоимости В соответствии с законом Российской Федерации О таможенном тарифе статья 13 контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление товара.

С другой стороны, таможенный тариф является одним из регуляторов российского импорта. Действующие ставки ввозных таможенных пошлин были разработаны исходя из концепции, что таможенный тариф должен служить главным инструментом регулирования внешней торговли для решения проблемы обеспеченности промышленности необходимыми средствами производства, а населения потребительскими товарами.В то же время он призван защищать отдельные отрасли от чрезмерного ввоза иностранной продукции и выполнять протекционистскую функцию.

Новости истории

В этот период в России начали укреплять государственные границы. На западе Российского государства их охрану осуществляли регулярные войска, сосредоточенные в 11 морских и 4 сухопутных крепостях. Вокруг крепостей была создана цепь форпостов, для противодействия беспошлинному провозу товаров по большим дорогам организовывались заставы, специальным разъездам поручалось захватывать контрабандистов с конфискацией у них всех незаконно провозимых товаров. В 1754 году был учрежден Корпус пограничной стражи и служба таможенных объездчиков. В 1782 году была создана таможенная пограничная стража в западных губерниях.
Вторая половина XVIII века знаменовало собой завершение таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на основе опыта Европейских государств и особенностей Российской экономики.
Первый Российский таможенный устав 1755 года положил начало цивилизованному подходу к решению задач таможенного дела и формированию таможенной политики. Издание этого документа было прогрессивным шагом в законодательной системы России и имело экономическое, финансовое и политическое значение. Принятые в нем постановления открыли возможности перемещения товаров по территории Российской империи, способствовали укреплению Российского рынка и развитию внутренней внешней торговли.
Принятие этого устава отменяло действие всех ранее изданных документов, связанных с правилами торговли и уплаты пошлин. В уставе рассматривается порядок внешней торговли и обязанности таможни. В нем говорилось, что он издан в интересах народа и облегчения его жизни. Согласно уставу, в России были ликвидированы все внутренние таможни и отменялись связанные с ними 17 пошлин. Уставом на ярмарках для разбора купеческих споров вводился суд, который должен был разбирать дело по справедливости и защищать купцов от обид и притеснений.
Новым явилось введение паспортной системы для торговых людей. Иностранные купцы, записавшиеся в Российское купечество и в вечное подданство, пользовались правами граждан России. 29 апреля 1757 года состоялось утверждение нового таможенного тарифа. В именном указе императрицы Елизаветы Петровны от 29 апреля 1757 года отмечалось, что по прошествии 26 лет после издания тарифа 1731 года «многие иностранные товары вновь привозятся, а также российские отвозятся, которых в самом тарифе и не именовано».
Таможенный тариф 1757 года был протекционистским, что отвечало настроением Елизаветы Петровны и ее приближенных, в их стремлении оказывания систематического покровительства всему национальному.
В период царствования Екатерины II проводится либерализация таможенной политики. В таможенном тарифе 1766 года ставки таможенных пошлин были снижены, таможенное обложение осуществлялось по ставкам от 12 до 30%. В соответствии с таможенным тарифом 1782 года большинство ввозимых товаров освобождается от таможенного обложения, а ставки таможенной пошлины на остальные товары снижаются до 10%.
Отличительной особенностью таможенного дела Екатерины II было то, что оно развивалось с опорой на общественное мнение – десятки записок подаваемых императрицы по таможенной тематике, авторами которых были не только выдающиеся люди своего времени (М.В.Ломоносов, А.А.Вяземский, А.Р.Воронцов, А.А.Безбородко, Г.Р.Державин, А.Н.Радищев и др.), но и многочисленные представители из торгово-промышленной среды.
В 1763 году при дворе была учреждена комиссия по коммерции, приступившего к составлению нового таможенного тарифа. В мае 1766 года результаты ее работы были доложены Екатерине II и получили высочайшее одобрение. Опубликование нового тарифа состоялось 1 сентября 1766 года. С 1 марта 1767 он вступил в силу. Принятие этого тарифа означало продвижение страны на свободной торговли. Этот таможенный тариф можно назвать умеренным и склонным к физиократии. В связи со слабой эффективностью таможенной системы (контрабанда), не смотря на издание тарифа 1766 года и другие реорганизационные мероприятия, стали раздаваться голоса о целесообразности закрытия западной границы с одновременной ликвидацией на всем ее протяжении таможенных органов. В возникшем споре верх одержали сторонники дальнейшей либерализации внешней торговли. По их мнению острота проблемы контрабандного ввоза снималась единственно путем понижения ставок таможенных пошлин, установленного тарифом 1766 года. 27 сентября 1782 года проект тарифа был утвержден Екатериной II и передан в Сенат для опубликования. С принятием нового тарифа до 2% в среднем понижался размер пошлинного обложения ввозимого сырья, умеренной пошлиной облагались импортные полуфабрикаты, а на дорогую мебель и ткани, которые производились в России, была определена высокая ввозная пошлина, но не более 20% и т.д. Тариф 1782 года вполне соответствовал идеям физиократизма и свободной торговли. Для борьбы с контрабандой Екатерина II в 1782 году подписала указ, по которому в каждой западной пограничной губернии учреждалась пограничная стража. Поиск контрабанды стимулировался, часть конфискованных передавалась в пользу задержавших. Стремясь остановить контрабанду Екатерина II пошла на крайность, на российской границе появились закрытые пограничные шлагбаумы, а 26 июня 1889 Екатерина II подписала указ о запрещении с 10 сентября привоза, ввоза и пропуска «в границы россиския» всякого рода шелковых, шерстяных, бумажных и прочих иностранных товаров через сухопутные таможни на западной границе.
В последние годы своего царствования (начиная с 1793 года) Екатерина II совершенно отказалась от фритредерских устремлений предыдущих лет. 8 февраля 1793 года был подписан указ «О прекращении сообщений с Францией по случаю произошедшего в оной возмущения и умерщвления короля Людовика XVI». 8 апреля 1793 года был подписан манифест, нацеленный на разрыв экономических отношений с Францией и ставший серьезным препятствием на пути импорта в Россию. Эта протекционистская тенденция проявилась также в таможенном тарифе, подписанным 14 сентября 1795 года, при помощи которого правительство рассчитывало достигнуть выгодного торгового баланса. Новый тариф должен был вступить в силу 1 января 1797 года. Этого не произошло, так как Павел I, вступивший на престол в ноябре 1796 года отменил его, разрешив ввоз некоторых французских товаров. Однако 1800 году запрет на ввоз целого вида товаров все же был наложен. Таможенная политика Александра I также не отличалось последовательностью. Так, вслед за введением протекционистского тарифа 1797 года и снятием запрещения на вывоз из России разных продуктов и товаров, последовала череда указов, постановлений и практических мер, направленных на облегчение торговли и ослабление таможенных запретов. В преддверии войны с Францией в 1810 году специальной таможенной комиссией под руководством М.М.Сперанского был разработан предельно запретительный таможенный тариф. После его введения (первоначально сроком на 1 год) промышленники стали группами и в одиночку направлять прошения и записки о сохранении тарифа на возможно длительный срок. В начале того же года Александром I был утвержден доклад военного министра «Об устройстве военной стражи» на границах Западных губерний.
Подытоживая сказанное, отметим, что уже в VIII веке появились первые контуры правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела.
Следующим этапом в становлении и развитии элементов таможенного режима являются XII-XIII века, когда произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества и последовало появление границ между ними, на которых стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу.
Однако такие меры еще не являлись последовательной таможенной политикой Древнерусского государства.
Единая таможенная политика начала складываться позже, после образования централизованного Московского государства в XVI веке, в частности, она нашла отражение в Новоторговом уставе.
Еще более существенную роль таможенные платежи начинают приобретать в годы правления Петра I в результате содействия развитию национальной экономики через поощрение отечественного производителя.
А вторая половина XVIII века ознаменовала собой завершение таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на основе опыта Европейских государств и особенностей Российской экономики.

Рекомендуем прочесть:  С Какого Месяца Предоставляется Вычет На Ребенка При Рождении

К этому времени в связи с усилением таможенных сборов в удельных княжествах и отсутствием единых пошлин усиливается стремление торговых людей к незаконному провозу товаров. В этот период времени складывается система наказаний за незаконный провоз товаров и незаконную торговлю таким товаром. Промыта – уклонение от уплаты мыта – наказывалась штрафом, а лицо, совершившее это деяние, наказывалось кнутом. Промыт – наказание за неуплату мыта – составлял сумму в размере двух пошлин. Заповедью назывались пеня за неуплату пошлины при продаже или покупке лошади и штраф, взимаемый с купцов за складирование товара в домах частных лиц, помимо гостиного двора. Величина заповеди составляла 2 рубля (рубль шел государству, второй – таможенникам). Протаможы – штраф за тайный провоз товара без уплаты пошлины и за неявку его в таможню. Протамга – пеня за неявку товара в таможню .
В период феодальной раздробленности Русского государства внешнеторговая деятельность осуществлялась на основе договорных или духовных грамот великих и удельных князей, которые заключались между отдельными княжествами и городами (свободными городами Новгород, Псков, Смоленск и др.).
Оплотом развития предпринимательства на Руси были города, вокруг которых появлялись торговые и промышленные поселения. «Русские купцы в ноябре отправлялись в глубь страны, чтобы распродать византийские товары и скупить товары для зарубежной торговли на следующий год» .
В княжествах не существовало единой системы пошлин. Ставки устанавливались князем единолично и зависели от ряда обстоятельств.
Однако подобные меры нельзя рассматривать как последовательную таможенную политику Древнерусского государства. Единая таможенная политика начала складываться позже, после образования централизованного Московского государства в XVI веке.
Лишь в середине XVI века аппарат сбора пошлин был централизован, а таможенное обложение регламентировано .
В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуется правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы.
Примерно с средины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти.
В период царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676 годы) завершилось становление новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа.

Функции таможенного тарифа в Российской империи в XIX веке

В 1876 г. внешнеполитическая ситуация в очередной раз поставила Российскую империю на грань войны с Турцией. Подготовка к войне потребовала значительного роста расходов, и Министерство финансов вновь прибегло к помощи таможенного тарифа. В 1876 г. Был издан закон, согласно которому таможенные сборы должны были оплачиваться исключительно золотыми рублями, что при тогдашней разнице курсов между золотым и бумажным рублем означало увеличение таможенного дохода на 48%. Начиная с этой меры, Российская империя вступила в период наращивания таможенного гнета, продлившегося до окончания столетия6.

Тарифы 1816 и 1819 гг., бывшие по своей сути далеко не фритредерскими, оказали значительное негативное влияние на развитие промышленности, неготовой к конкуренции с западными товарами. Под сильным давлением император Александр был вынужден отказаться от применения данного тарифа в 1822 г., вызвав тем самым большое недовольство со стороны Австрии и Пруссии — союзниц по войне с Наполеоном — и продемонстрировав отход от внешнеполитического курса при формировании таможенного тарифа страны.

Таможенная реформа П

Помимо огромной государственной пользы это мероприятие принесло немалую выгоду и его инициатору: он сам получил возможность для более активной торгово-промышленной деятельности и, кроме того, принял богатые подношения от обрадованного купечества. Потери казны от отмены внутренних таможенных сборов были с избытком возмещены увеличением пошлин на ввозимые товары, что также послужило интересам российских купцов и промышленников.

Это был очень смелый, прогрессивный шаг. Достаточно вспомнить, что во Франции внутренние таможенные барьеры были ликвидированы лишь в результате революции 1789–1799 годов, а в Германии – только к середине XIX века. Доклад Шувалова, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года.

Реформа таможенной системы и — эффективность экономики

дискриминация со стороны промышленно развитых стран российского экспорта товаров высокой степени переработки, ослабление позиций России на традиционных рынках сбыта военной и машиностроительной продукции;

Еще одна самостоятельная проблема современной таможенной политики – защита российского рынка от некачественной продукции , ввозимой из-за рубежа. Для ее успешного выполнения требуется совершенствование системы технических барьеров во внешней торговле, усиление санитарно-ветеринарного и экологического контроля.

Adblock detector