Налогообложение Безвозмездной Передачи Бюджетному Образовательному Учреждению

Налогообложение Безвозмездной Передачи Бюджетному Образовательному Учреждению

Согласно п. 2.5.5 письма Минфина России № 02-07-07/21798, Казначейства России № 07-04-05/02-308 от 07.04.2017 доходы от арендных платежей (доходов по договорам пользования имуществом, предоставленного бюджетным, автономным учреждением) отражаются по коду раздела, подраздела 0113 «Другие общегосударственные вопросы» в рамках приносящей доход деятельности. Следовательно, безвозмездная передача в аренду имущества бюджетного учреждения отражается в рамках КФО 2.

Вопрос: Верно ли, что передача имущества по договору безвозмездного пользования согласно СГС «Аренда» отражается у бюджетного учреждения — ссудодателя по КФО 2? Учитывается ли в целях налогообложения прибыли доход у ссудодателя и ссудополучателя по операциям передачи имущества в безвозмездное пользование?

Налогообложение Безвозмездной Передачи Бюджетному Образовательному Учреждению

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
При этом в целях главы 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией товаров (работ, услуг).
По мнению официальных органов, при передаче имущества в безвозмездное временное пользование по договору ссуды у ссудодателя возникает объект обложения НДС в виде стоимости безвозмездно оказанных услуг (письма Минфина России от 29.06.2015 N 03-07-11/37239, от 25.04.2014 N 03-07-11/19393, от 06.08.2012 N 03-07-08/237, от 29.07.2011 N 03-07-11/204, от 04.02.2011 N 03-07-11/27).
Нередко такую позицию чиновников поддерживали и судьи (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.11.2012 N А78-4990/2011, Западно-Сибирского округа от 03.05.2011 N А46-8306/2010, Северо-Западного округа от 10.10.2008 N А44-157/2008, Уральского округа от 27.05.2009 N Ф09-3247/09-С2 и от 20.08.2007 N Ф09-6476/07-С2, Центрального округа от 26.08.2011 N А64-3070/2010).
Исходя из положений п. 2 ст. 154 НК РФ, при реализации услуг на безвозмездной основе налоговая база определяется исходя из цен, сложившихся на рынке однородных услуг в сопоставимых экономических условиях, в частности доходов от сдачи в аренду аналогичного имущества. В этом случае НДС уплачивается за счет средств передающей стороны, поскольку ссудодатель сумму налога к оплате ссудополучателю не предъявляет.
Тот факт, что ссудополучатель может выполнять работы (оказывать услуги), освобождаемые от налогообложения НДС, в частности, на основании пп.пп. 16, 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, на порядок налогообложения рассматриваемой операции по передаче оборудования, на наш взгляд, не влияет.
В то же время существуют решения арбитражных судов, в которых судьи пришли к выводу, что ст. 146 НК РФ не устанавливает в качестве объекта налогообложения операции по безвозмездной временной передаче прав пользования имуществом. Следовательно, при передаче имущества в безвозмездное пользование НДС ссудодателем не начисляется и не уплачивается (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 12.11.2010 N А46-4140/2010, ФАС Поволжского округа от 06.03.2007 N А65-13556/2006, ФАС Московского округа от 29.06.2006 N КА-А41/5591-06).
Если Ваша организация примет решение не исчислять НДС при передаче оборудования ссудополучателю, то в этом случае, по нашему мнению, имеются существенные налоговые риски. При этом цель передачи оборудования значения не имеет.

К сведению:
Вместе с тем следует учитывать, что в ряде случаев при передаче имущества в безвозмездное пользование объекта налогообложения по НДС не возникает.
К таким случаям относится, в частности, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Поэтому если, например, ссудополучатель является государственным или муниципальным унитарным предприятием, то передача ему в безвозмездное пользование оборудования, учтенного ссудодателем в составе основных средств, не облагается НДС.

Безвозмездная передача основных средств

Передача ОС на безвозмездной основе изначально предполагает начисление НДС у передающей стороны (такая передача считается реализацией по нормам ст. 146 НК РФ, за исключением случаев, перечисленных в этой же статье особо):

Безвозмездная передача основных средств — проводки, нормативные документы и особенности принятия к учету объектов, полученных по договору дарения, вы найдете в данной статье. В зависимости от того, является организация дарителем или получателем актива, существует различный порядок оформления таких операций на счетах. В бюджетном учреждении есть свои особенности учета ОС, полученных на безвозмездной основе, отличные от коммерческих организаций.

Уплачивается ли НДС при безвозмездной передаче имущества

Не будет считаться реализацией безвозмездная передача ценностей или других благ для осуществления основной, указанной в уставе предприятия и отличной от предпринимательской, деятельности некоммерческим организациям (подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ). База для исчисления и уплаты налога в этой ситуации не образуется, а значит, нет и обязанностей по начислению и уплате НДС.

  • основными средствами;
  • товарами;
  • денежными средствами;
  • готовой продукцией;
  • нематериальными активами;
  • материалами;
  • ценными бумагами;
  • имущественными требованиями (правами), например, это может быть переданное бескорыстно коммерческой организацией право пользования земельным участком некоммерческому учреждению или бескорыстная уступка коммерческим предприятием права требования уплаты долга своего должника некоммерческой организации.

Безвозмездное получение и передача имущества в бюджетных учреждениях

при передаче имущества государственным и муниципальным унитарным предприятиям
Дебет 0 401 01 241
“Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям“
Кредит 010500000 (0 105 01 440-0 105 06 440)
“Материальные запасы“
— отражена безвозмездная передача материальных запасов;

в части отражения оборотов по нефинансовым активам текущего отчетного года
Дебет 2 401 01 241
“Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям“
Кредит 2 101 00 000 (2 101 01 410-2 101 09 410), 2 102 00 000 (2 102 01 420), 2 103 00 000 (2 103 01 430-2 103 03 430), 2 105 00 000 (2 105 01 440- 2 105 06 440)
“Основные средства“,

Передача имущества в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

В первом письме специалисты финансового ведомства отводят важную роль кодам бюджетной классификации, которые следует указывать с 1 по 17 разряды номера счета бюджетного учета сторонами расчетов (передающей и принимающей) при отражении в учете операций по безвозмездной передаче. Среди них:

Срок полезного использования безвозмездно полученных объектов недвижимого имущества в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется исходя из срока фактической эксплуатации и срока ранее начисленной суммы амортизации (п. 44 Инструкции № 157н).

Безвозмездная передача имущества

Каковы особенности налогообложения, которыми характеризуется безвозмездная передача имущества? Одну из таковых мы уже обозначили. Если владелец хозяйственного общества, которому принадлежит более 50% в активах компании, передает в пользу своей организации имущество на безвозмездной основе, то оно не причисляется к внереализационным доходам.

Такова специфика, которой характеризуется типичный договор безвозмездной передачи имущества, образец структуры которого мы рассмотрели. В остальном соответствующего типа соглашения достаточно схожи с иными видами гражданско-правовых контрактов — прописываются реквизиты сторон, включаются формулировки о форс-мажоре, о разрешении споров, ставятся подписи.

Рекомендуем прочесть:  Диван Амортизационная Группа Основных Средств 2019

Налогообложение Безвозмездной Передачи Бюджетному Образовательному Учреждению

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации необходимо заключить договор дарения (пожертвования) в письменной форме. Такой договор может быть заключен как путем составления одного документа, подписанного сторонами, так и путем совершения фактических действий, направленных на передачу и принятие пожертвования.

Обоснование вывода:
Государственные и муниципальные учреждения, которые согласно п. 1 ст. 123.22 ГК РФ могут быть автономными, бюджетными или казенными (далее — учреждения), являются участниками гражданского оборота наряду с другими юридическими лицами и в качестве таковых могут приобретать гражданские права и осуществлять обязанности, в том числе на основе договора (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Являясь некоммерческими организациями, учреждения обладают не общей, а специальной правоспособностью: они могут осуществлять не любую деятельность, а только соответствующую предмету и целям деятельности, которые определены в учредительном документе (смотрите, например, п. 1 ст. 49, п. 4 ст. 50 ГК РФ, п. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ), ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Вместе с тем п. 1 ст. 26 Закона N 7-ФЗ прямо указывает на то, что источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах могут являться, в частности, добровольные имущественные взносы и пожертвования. Ограничений на безвозмездное получение денежных средств (в том числе от коммерческих организаций) в отношении государственных и муниципальных учреждений (в том числе образовательных) законодательством не установлено.
Упомянутые в вопросе отношения, связанные с безвозмездной передачей одним лицом другому лицу имущества (в том числе денежных средств), следует квалифицировать в качестве дарения. В соответствии с п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Разновидностью дарения является пожертвование, под которым согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ понимается дарение вещи или права в общеполезных целях. В силу указанной нормы пожертвования могут делаться в том числе образовательным организациям. Из п. 3 ст. 582 ГК РФ следует, что пожертвование юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ).
Гражданское законодательство не предусматривает необходимости оформления каких-либо документов, кроме договора, в случае пожертвования денежных средств одним юридическим лицом другому. В рассматриваемой ситуации такой договор должен быть заключен в письменной форме (п. 2 ст. 574 ГК РФ). Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Кроме того, согласно п. 3 ст. 434 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной и в том случае, если письменное предложение заключить договор (оферта) принято путем совершения стороной, получившей такое предложение, так называемых конклюдентных действий, то есть таких действий, которые направлены на исполнение условий оферты (п. 3 ст. 438 ГК РФ). Поэтому для того, чтобы в рассматриваемой ситуации договор пожертвования считался заключенным в письменной форме, достаточно, например, письма от учреждения с предложением уплаты той или иной суммы на определенные цели и платежного документа, в котором указано соответствующее назначение платежа*(1).

Налогообложение образовательных учреждений

Не подлежат налогообложению также выплаты, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета (санаторно — курортное и оздоровительное лечение, пенсии, социальные пособия, пособия по безработице и т.д.).

Согласно Федеральному закону от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» указанный налог действует только до 1 января 2003 г.

Вопрос: Автономным образовательным учреждением от бюджетного учреждения было получено в безвозмездное временное пользование оборудование сроком на два года

Взаимоотношения передающей и принимающей сторон по передаче оборудования в безвозмездное временное пользование должны быть оформлены договором безвозмездного пользования в порядке, установленном гл. 36 ГК РФ.

При поступлении оборудования во временное безвозмездное пользование образовательному учреждению следует учитывать, что в бухгалтерском учете по этому оборудованию амортизация не начисляется, поскольку оно не числится на его балансе.

Налогообложение образовательных учреждений

— суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученных от этой деятельности средств и используемому для осуществления такой деятельности. При этом по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 г., остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета за период эксплуатации такого объекта;

Вопросы социальной политики, экономического развития социальной сферы, в том числе и системы образования, занимают заметное место в отечественной экономической науке. Методам и способам осуществления реформ в отраслях социальной сферы в условиях социально-ориентированной рыночной экономики посвящены научные работы целого ряда исследователей: А.М.Бабича, В.Н.Бобкова, Е.В.Егорова, Н.А.Волгина, Г.А. Комиссаровой., С.В. Шишкина.

Налогообложение Безвозмездной Передачи Бюджетному Образовательному Учреждению

В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, также убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Причем в НК РФ отсутствует четкое определение термина «обоснованный расход», он определяется через другой термин — «оправданность затрат», определения которого данный законодательный акт также не содержит. При этом понятия «обоснованность расходов» и «экономическая оправданность» являются оценочными категориями, в связи с чем возможны различные их трактовки, что влечет разногласия с налоговыми органами.

При исчислении налога на прибыль средства, которые не принадлежат учреждению и предоставлены ему для выполнения поручений и проведения мероприятий, не только не подлежат включению в состав целевых средств, но и вообще не должны рассматриваться как доходы. К ним следует отнести средства на выплату целевых стипендий (в том числе суммы стипендий, предоставляемых организациями студентам-контрактникам и выплачиваемых образовательными учреждениями), средства учащихся, вносимые в кассу образовательного учреждения и предназначенные для приобретения проездных билетов, средства для расчетов с молодыми специалистами, направленными к месту работы после окончания учебных заведений.

Рекомендуем прочесть:  Башкирия Прожиточный Минимум Пенсионеров В 2019

Учет передачи НФА между бюджетными, казенными и автономными учреждениями

при закреплении права оперативного управления, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе при реорганизации — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (410111310-410113310, 410115310, 410118310, 410121310-410128310, 410131310-410138310) и кредиту счета 440110180 „Прочие доходы»;

Нормативными документами не предусмотрено составление единой консолидированной отчетности учреждений всех типов — казенных, бюджетных и автономных. Отдельно консолидируется бюджетная отчетность участников бюджетного процесса, отдельно бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений.

Налогообложение образовательных учреждений

Таблица2.2
Расчет налоговой базы по единому социальному налогу за 2010годМесяц Выплаты в пользу физических лиц, руб. Налоговая база В т.ч. свыше 280000 руб. Заработная плата Премии Январь 3888 528 4416 Февраль 3799 523 4322 Март 3831 531 4362 Апрель 3824 365 4189 Май 3851 3851 Июнь 4083 509 4592 Июль 3765 3765 Август 3786 3786 Сентябрь 3654 3654 Октябрь 4203 4203 Ноябрь 3924 533 4457 Декабрь 4129 531 4660 Итого 46737 3520 50257
Рассчитаем сумму Единого социальногоналога, подлежащую уплате в 2010 году по месяцам (таблица 2.3).
Таблица2.3
Расчет суммы Единого социального налога, подлежащего уплатепо месяцам 2010 г.Показатели Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Всего
Налоговая база
без регрессии, руб. 4416 4322 4362 4189 3851 4592 3765 3786 3654 4203 4457 4660 50257 Ставка налога, % 26.0 26.0 26.0 26.0 26.0 26.0 26.0 26.0 26.0 26.0 26.0 26.0 26.0 Сумма налога. руб. 1148 1124 1134 1089 1001 1194 979 984 950 1093 1159 1212 13067
Таким образом, на 2010 г. платежи Единогосоциального налога МСОШ №7 планируются в сумме 13067 руб.
Таким образом, сумма уплачиваемых налоговза 2010 год для МСОШ №7 составит:
/>
Налоговая нагрузка для МСОШ №7 составляет:
/>
Таким образом, проведенный анализпоказывает очень высокий уровень налоговой нагрузки по видам деятельности,приносящим доход, что вызывает необходимость разработки мероприятий,направленных на снижение налогового бремени по данным видам деятельности.

Таблица 3.1
Расчет расходов пооплате коммунальных услуг
N
п/п Показатели за отчетный (налоговый) период нарастающим итогом с начала года Варианты I II III IV Доходы 1 Доходы в размере лимитов бюджетных обязательств 1000 1000 1000 1000 2 Доходы, полученные от коммерческой деятельности (без внереализационных доходов) 300 300 300 300 3 Общая сумма доходов (стр. 1 + стр. 2) 1300 1300 1300 1300 4 Доля доходов от коммерческой деятельности в общей сумме доходов (стр. 2: стр. 3) 0,231 0,231 0,231 0,231 Расходы 5 Фактические расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, ремонта основных средств, всего 150 150 150 150 в том числе: 6 — расходы в размере лимитов бюджетных обязательств 120 100 — 150 7 — расходы, относящиеся к коммерческой деятельности (стр. 5 — стр. 6) 30 50 150 — 8 Расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, ремонта основных средств, определенные исходя из доли доходов от коммерческой деятельности (без внереализационных доходов) (стр. 5 x стр. 4) 35 35 35 — 9 Расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, всех видов ремонта основных средств (п. 3), принимаемые для целей налогообложения 30 35 35 —
Ведение учета доходов и расходов целевыхпоступлений, а также сумм доходов и расходов от иной деятельности производитсяраздельно, бюджетный учет это позволяет сделать.
При признании доходов по методу начисленияпроизведенные расходы принимаются в уменьшение налогооблагаемой базы вследующем порядке:
— по материальным расходам — дата передачив производство сырья и материалов (в части сырья и материалов, приходящихся напроизведенные товары (работы, услуги)), а также дата подписания актаприемки-передачи услуг (работ) (в части услуг или работ производственногохарактера);
— по амортизации — ежемесячно исходя изначисленной суммы;
— по расходам на оплату труда — ежемесячноисходя из суммы начисленных выплат и иных расходов;
— по расходам на ремонт основных средств — согласно отчетным периодам, в которых они были произведены, с учетом положенийст. ст. 260 и 321.1 НК РФ;
— по расходам на добровольное иобязательное страхование (негосударственное пенсионное обеспечение) — согласноотчетным (налоговым) периодам, в которых в соответствии с условиями договораорганизацией были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплатустраховых (пенсионных) взносов.
Взносы по договорам добровольного личногострахования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходовзастрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, непревышающем 6% от суммы расходов на оплату труда.
Совокупная сумма взносов работодателей,уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ «Одополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии игосударственной поддержке формирования пенсионных накоплений», и платежей(взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхованияжизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или)негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целяхналогообложения в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда(п. 16 ст. 255 НК РФ).
При расчете предельных размеров платежей(взносов), исчисляемых в соответствии с настоящим подпунктом, в расходы наоплату труда не включаются суммы платежей (взносов), предусмотренные настоящимподпунктом.
3.3 Механизм использования налоговых льгот образовательнымиучреждениями
Вместе с тем в части определения доходов ирасходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций имеютсяособенности, обусловленные статусом государственной образовательной организациикак бюджетных учреждений. Так:
— к доходам, не учитываемым приопределении налоговой базы, относится имущество, полученное в рамках целевогофинансирования (условие: ведение раздельного учета доходов (расходов),полученное (произведенное) в рамках целевого финансирования) и безвозмезднополученное (условие: наличие у образовательного учреждения лицензии на правоведения образовательной и уставной деятельности) (пп. 14 и 22 п. 1 ст. 251 НКРФ);
— при формировании налоговой базы согласноп. 2 ст. 251 НК РФ (в ред. от 29.11.2007) также не учитываются целевые поступления,например целевые поступления на содержание образовательных учреждений и ведениеими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и(или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению;
— в соответствии с п. 2 ст. 321.1 НК РФ всоставе доходов и расходов, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы,полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений насодержание образовательной организации и ведение уставной деятельности, финансируемойза счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.
Следует отметить, что согласно ст. 284 НКРФ для отдельных категорий налогоплательщиков ставка налога на прибыльорганизаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Федерации, законамисубъектов Федерации может быть понижена (но не ниже 13,5%). Многие регионывводят данную льготу для учреждений бюджетной сферы независимо от видадеятельности. Однако в трех регионах Российской Федерации данная налоговаяльгота введена конкретно для образовательных учреждений (включая автономные ибюджетные учреждения) (Московская область[28], Тюменскаяобласть[29], Новосибирская область[30]).
Помимо рассмотренных выше федеральныхналогов в систему налогообложения образовательных организаций входятрегиональные налоги, такие как транспортный налог и налог на имуществоорганизаций. Льготы по ним для образовательных учреждений на федеральном уровнене предусмотрены. С момента вступления в силу 1 января 2005 г. гл. 31 НК РФобразовательные организации являются также плательщиками земельного налога(местный налог). Ранее земельные участки закреплялись за ними в бессрочноебесплатное пользование (п. 1 ст. 39 Закона об образовании). Но льготы дляобразовательных учреждений на федеральном уровне не предусмотрены.
Однако почти во всех регионах неуплачивают налог на имущество бюджетные организации, в том числеобразовательные учреждения, в частности, деятельность которых финансируется изрегионального и/или местного бюджетов (Сахалинская область[31],Ленинградская область[32], Тюменская область[33],Калужская область[34], Республика Северная Осетия — Алания[35],Смоленская область[36] и др.). Также наблюдаетсядифференциация условий применения налоговых льгот в виде налоговых изъятий взависимости от вида и характера использования имущества.
Например, в Красноярском краенекоммерческие организации, финансируемые из регионального и (или) местногобюджетов, освобождены от уплаты налога в отношении объектов, используемых дляпредоставления населению услуг образования[37]. Такимобразом, налоговые условия функционирования образовательных организаций высшегообразования, с одной стороны, достаточно жесткие, поскольку на нихраспространяются общие принципы налогообложения коммерческих доходов, но сдругой стороны, имеет место принципиальная возможность использования налоговыхпреференций. В определенной мере можно заметить акцент налоговых освобождений впользу бюджетных организаций, в том числе по принципу их поддержки для решениясоциальных задач.
В целом налоговым законодательствомпредусмотрены следующие виды льгот по налогам на разных уровнях бюджета,которыми могут воспользоваться как вузы, так и коммерческие структуры,инвестирующие в образовательный процесс:
— введение дифференцированных ставок поодному и тому же налогу для различных категорий налогоплательщиков;
— освобождение от уплаты налогов (полное ичастичное, например для отдельных видов деятельности, или полученных доходов,инвестиций);
— особый порядок расчета налоговой базыдля льготных категорий налогоплательщиков (увеличение размера и видовдопустимых вычетов из налоговой базы, отнесение на затраты, применениепонижающего коэффициента);
— снижение по решению регионовнепосредственно налоговой ставки налога для юридических и физических лиц — инвестиционных партнеров вуза;
— применение ускоренной амортизации поосновным средствам и нематериальным активам;
— инвестиционный налоговый кредит.
Однако их эффективному применениюпрепятствует целый ряд барьеров (законодательные, организационные,экономические, технические), среди которых:
— неточности налогового законодательства,приводящие к вероятности двоякой трактовки норм, особенно в отношенииприменения налоговых льгот, в т.ч. регионального уровня; экономическаянепривлекательность вузов вследствие низкой материальной,научно-исследовательской, учебно-методической базы, что приводит к низкомукачеству подготовки выпускников, не востребуемых работодателями — потенциальными инвесторами;
— необходимость ведения раздельного учетадоходов и расходов в случае применения тех или иных механизмов налоговогостимулирования привлечения инвестиций в вузы, причем как образовательныхорганизаций, так и у организаций-инвесторов;
— ограниченность бюджетных средств,«заложенных» в бюджетах, для реализации права регионов предоставлятьинвестиционный налоговый кредит;
— барьеры, связанные с реализациейчеловеческого фактора — технические ошибки, обусловленные необходимостьюпереработки, проверки и анализа большого объема данных (отчетности, форм,заявлений и пр.) для принятия решений о предоставлении налоговых льготинвесторам в сфере высшего профессионального образования[38].
Все это в совокупности приводит к низкомууровню эффективности реализации налоговых преференций в сфере инвестирования впрофессиональное образование по сравнению с международной практикой. При этомимеет место и недостаточность налоговых льгот, отсутствие их связи с другимимерами экономического и организационного характера. В результате отсутствиекомплекса механизмов налогового стимулирования существенно ограничиваетэкономический интерес частных инвесторов к участию в развитии и вузов посравнению с международной практикой. Ежегодно крупные западные корпорациитратят 2 — 5% своего бюджета на обучение и развитие работников. В СШАзначительную часть финансирования высшего образования составляют инвестициикорпораций — примерно 20%. 12 ведущих корпораций США создали совместно с 15университетами, объединенными с Ассоциацией непрерывного инженерного обучения,новый тип учебного заведения — национальный технологический университет. Общийбюджет сферы образования в США превышает 200 млрд долл. в год. В ряде странсуществуют особые льготы, которые позволяют фирмам вычитать из налогооблагаемойбазы более 100% средств, израсходованных на научные исследования и разработки.
Использование зарубежного опыта, а такжеопыта других регионов Российской Федерации, стимулирующих развитие образованиес помощью использования налоговых льгот должно использоваться также и вРостовской области, что позволит не только повысить качество образования врегионе, но и стимулировать инвестиционный процесс, привлекая зарубежныхинвесторов в развитие системы образования региона.

Рекомендуем прочесть:  Закон О Тишине В Москве 2019 В Многоквартирном

Налогообложение Безвозмездной Передачи Бюджетному Образовательному Учреждению

Вопрос: О налогообложении НДС передачи помещений образовательными организациями в безвозмездное пользование медицинским учреждениям; об учете образовательными организациями расходов на предоставление помещений для оказания первой медико-санитарной помощи обучающимся для целей налога на прибыль.

В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при оказании услуг образовательными организациями по передаче в безвозмездное пользование помещений медицинским государственным и муниципальным учреждениям Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Согласно «пункту 3 статьи 41» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В соответствии с «подпунктом 5 пункта 2 статьи 146» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
Таким образом, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование помещений образовательными организациями медицинским государственным и муниципальным учреждениям не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Что касается налога на прибыль организаций, то включение образовательными организациями затрат, связанных с предоставлением помещений для оказания первой медико-санитарной помощи обучающимся, в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, не противоречит нормам «главы 25» Кодекса, поскольку создание условий для охраны здоровья обучающихся возложено на образовательную организацию вышеназванным Федеральным «законом».
Вместе с тем, принимая во внимание, что согласно «статье 252» Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, расходы, произведенные на основании указанного Федерального «закона», учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в том случае, когда образовательная организация оказывает образовательные услуги за плату.
В случае если образовательная организация является бюджетным или автономным учреждением, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания данными учреждениями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. В связи с этим указанные расходы покрываются за счет средств субсидий, выделяемых данным учреждениям, и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании положений «подпункта 14 пункта 1 статьи 251» и «пункта 17 статьи 270» Кодекса.

Adblock detector